Семидесятипятилетие автомобилей Jaguar одноименная компания решила отметить созданием потрясающего автомобиля. Новый хозяин, индийская Tata, хочет показать, что сумела сохранить дух знаменитой марки, заложенный ее основателем сэром Уильямом Лайонсом. Страсть к скорости остается главным мотивом создателей новых Jaguar – и это показывает концептуальный C-X75, представленный на салоне в Париже. Но дело не только в чувствах и стиле: этот концепт представляет еще и уникальный гибридный привод, сочетающий электромоторы и газовые турбины. Jaguar доказывает, что скорость и роскошь отлично сочетаются с заботой об экологии. Не так уж часто Jaguar cars балует публику концепт-карами. До этой осени последним был С-XF в 2007 году. Он быстро воплотился сразу в две серийные модели: великолепный компактный (по меркам Jaguar) XF, дебютировавший через несколько месяцев и получивший от концепта размеры и саму идею, и роскошный флагман марки XJ (дебют в 2009 году), которому достались характерные фары. И вот – просто праздник какой-то: C-X75, созданный в ознаменование юбилея. Компания Swallow Sidecar, начинавшая с производства мотоциклетных колясок, в конце 20-х годов прошлого века занялась сборкой кузовов на чужих шасси, а затем – и собственных автомобилей. И в 1935 году у нее появились модели, получившие имя Jaguar. Это название настолько хорошо отражало идею быстрых и элегантных машин, что сама компания просто обязана была принять его. Этому способствовало не очень приятное совпадение. С 1934 года официальное название фирмы стало сокращенным, S.S.cars – так "спрятали" упоминание о мотоциклетных колясках, и буквы SS использовались в обозначении моделей. А вот в Германии в те годы эти буквы использовала совсем другая организация, cходство с которой мало кого могло обрадовать – так что в 1945 году английская фирма приняла имя своих самых успешных моделей. Так родилась Jaguar Cars Ltd. В 1945 году она как раз возобновила производство автомобилей, прерванное войной в сороковом. На эскизах C-X75 хорошо видно, что дизайнеры вдохновлялись историческими моделями. Прямыми предками гибридного концепта Иэн Каллум, директор по дизайну Jaguar, называет XJ13 1966 года, созданный для гонок в Ле-Мане. Правда, это тоже скорее концепт или прототип, он никогда не участвовал в соревнованиях. Но созданный для него V-образный 12-цилиндровый мотор послужил основой для серийных двигателей знаменитого Jaguar E-type. Каллум называет XJ13 "самым красивым Jaguar". Так что не так уж важно, что там внутри. Первый турбоэлектрический Однако C-X75 есть чем похвастаться по части содержания. Это первый Jaguar с гибридным приводом, представленный широкой публике. В начале 2010 года компания построила прототип гибридного автомобиля на базе XJ под названием Limo Green, но его основным назначением было скорее тестирование привода, чем демонстрация нового стиля, и его нигде не выставляли. C-X75 развивает идею гибрида – так, как подобает изысканному спортивному автомобилю. У него сразу четыре электромотора, каждый из которых развивает мощность 195 л.с., – итого 780! И характеристики машины вполне соответствуют неофициальным, но вполне общепринятым стандартам суперкара: максимальная скорость 330 км / ч (205 миль в час) и разгон до сотни за 3,4 секунды. Круглые 100 миль в час (160 км / ч) он набирает за тоже по-своему круглые 5,5 секунды. Ну, динамикой электропривода сегодня мало кого удивишь: хороший разгон мы видим даже на троллейбусе… только скорости у него другие и внешность не так вдохновляет. Электромотор имеет почти идеальную характеристику, он развивает очень высокий крутящий момент при низких оборотах. Например, четыре мотора C-X75 создают 1600 Нм. А для бензиновых суперкаров и 1000 – хороший результат. Поэтому электропривод не нуждается в коробке передач и дает идеальный разгон. У электромобилей другие проблемы: аккумуляторы сегодня слишком большие и тяжелые. Эту проблему и решают с помощью гибридного привода. Только на перспективных гибридах, в отличие от уже известных нам Lexus, Toyota, Mercedes-Benz и других, не электромотор помогает обычному двигателю, а двигатель внутреннего сгорания используется для подзарядки батарей. Именно так сделано и на C-X75. Но это ведь Jaguar – и вместо привычного маленького бензинового или дизельного мотора тут стоят две газовые турбины! Компактные и легкие (всего по 35 кг) агрегаты фирмы Bladon Jets раскручиваются до 80 000 оборотов в минуту и выдают мощность до 94 л.с. каждая. Работают они исключительно на заряд батареи, так что им не нужно никаких трансмиссий. У турбин есть и еще одно достоинство: топливо сгорает в оптимальном режиме, так что можно обойтись без всяких каталитических нейтрализаторов. Запаса топлива в 60 литров хватает, чтобы автомобиль мог проехать до 900 км! На чистом электроприводе C-X75 способен преодолеть 110 км, что также неплохо. В принципе, можно так и ездить: намотал за день свои 50-100 км, за ночь зарядил аккумуляторы от сети (для этого хватает шести часов), и снова вперед. Ну а если надо ехать далеко, то можно заправить бак. На загородной магистрали отработавшие газы не так страшны, как в городе. Но и тут у турбин есть преимущество: они выбрасывают всего лишь 28 граммов углекислого газа на 100 км пробега. Это вчетверо меньше, чем у двигателя какого-нибудь суперэкономичного городского автомобиля. И все это явно не просто так: Jaguar уже сообщал о намерении выпустить на рынок гибридный автомобиль в 2011 году. Так что C-X75, возможно, гораздо ближе к серийному производству, чем можно подумать. Незадолго до открытия Парижского автосалона, где был представлен этот концепт, Tata купила пакет акций производителя турбин Bladon Jets. Конечно, турбины хорошо смотрятся на купе. Но и на гибридной версии флагманской модели Jaguar XJ их свист будет вполне уместен. Как и тишина электропривода. Не током единым Обеспечить экологичность и экономию одним приводом невозможно. А если речь идет о скорости, то важны не только лошадиные силы и ньютон-метры. И тут весьма кстати спортивный опыт Jaguar. Все идет в ход: алюминий и углепластик снижают массу кузова, форма которого вылизана для минимального сопротивления воздуха. На скоростях под 300 км / ч только на преодоление аэродинамического сопротивления тратится до 300 л.с.! Кстати, тут немного помогает выхлоп турбин: поток отработавших газов выходит как раз над диффузором, усиливая эффект Вентури, благодаря которому ускоряющийся воздух создает пониженное давление под кузовом и прижимную силу.
C-X75 – блестящий пример того, что истинная любовь к автомобилю нисколько не мешает заботе о чистоте воздуха. Хороший автомобиль всегда совершенен со всех точек зрения. А совершенство выглядит настолько красиво, что никого не оставляет равнодушным. Как Jaguar C-X75.
|